Должность главного механика «Магнетитовой» предписывает Юрию Анисимову быть и инженером, и администратором. Любопытно, а кем он себя считает?
– Пятьдесят на пятьдесят, – улыбается Юрий Владимирович. – Когда крупный ремонт, когда куча чертежей лежит на большом столе, когда идет мозговая атака – я механик. А во время затишья – администратор широкого профиля: и управленец, и снабженец…
Впрочем, до поры до времени ему приходилось выступать в одном амплуа: инженер-механик. Да и то не сразу.
Если соблюдать хронологический порядок, то рассказ надо начать с 1989 года, когда вчерашний школьник стал студентом Нижнетагильского филиала УПИ. По советским меркам, специальность Анисимов выбрал весьма престижную и перспективную: «летательные аппараты импульсного действия». Проще говоря, готовился стать инженером-механиком оборонной промышленности. Возможно, сказался пример отца: тот командовал цехом на ВМЗ. Юрий Владимирович до сих пор считает свой институт отменным теоретическим фундаментом.
– Смотрю на нынешних выпускников и понимаю: у нас учебный процесс был построен гораздо серьезнее, – говорит он. – Люди преподавали очень компетентные, отчасти выходцы из ВПК. Потому и спрашивали с нас соответственно.
Словом, парень не на шутку готовился крепить оборонную мощь державы. К моменту выпуска в 1995 году ситуация поменялась до неузнаваемости: страна принялась активно разоружаться, предприятия ВПК в рамках конверсии спешно осваивали производство мясорубок и сковородок. Диплом инженера-оборонщика девальвировался едва ли не до нуля. Перед новоиспеченным специалистом встал вопрос: куда податься? И вновь помог Анисимов-старший. Он уже вышел на пенсию, работал слесарем на «Магнетитовой» и посоветовал сыну: «Пока не определился, давай к нам. Кем хочешь быть?» Юрий вспомнил радиоэлектронику, свое неизменное хобби, и без колебаний ответил: «Электрослесарем». Отец подтытожил: «Ну, тогда тебе на ВШТ-2. Участок продвинутый, там будет интересно».
Сказано – сделано. В 90-е «Магнетитовая» переживала не лучшие времена: и зарплату задерживали, и заработок выдавали сигаретами и обувью. Однако работать с подъемными установками и впрямь оказалось любопытно. Четыре года в электриках, а там начальник участка Александр Камешков предложил перейти в горные мастера.
– Специальность вроде бы не по механической части, – рассуждает Анисимов. – Но горный мастер на ВШТ-2 должен быть универсалом: должен знать и механику, и электрику. Работа мне нравилась, в основном давалась легко.
Там же он освоил азы администрирования: руководил сигналистами, машинистами подъемов, электрослесарями – имел в подчинении полтора десятка человек. В горных мастерах Юрий Владимирович задержался до 2007 года, пока главный механик шахты Роман Ахмедиев не предложил ему стать механиком подъемных установок. Анисимов не колебался: хотелось чего-то интеллектуального. Работа и впрямь оказалась такова. Пришлось вновь засесть за вузовские учебники – вспоминать и чертежное дело, и даже интегральные расчеты. И все это – с единственной целью:
– Когда я стал механиком, состояние оборудования на подъеме ствола «Магнетитовой» состояние оборудования было на «тройку» с минусом, – вспоминает Юрий Владимирович. –Я поставил себе задачу: состояние подъема должно быть на твердую «четверку». Считаю, что за два года мне это удалось. Подъем работал исправно, никаких претензий.
Чтобы добиться своего, требовалось обеспечить слесарную группу станками и инструментом. Тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: часть необходимого Анисимов получил с «Эксплуатационной», что готовилась к закрытию. Кроме того, пришлось обучать ветеранов слесарного дела новым методам сборки. Насколько удачно? Об этом можно судить по карьерному росту: в 2009-м Анисимов стал заместителем начальника участка ВШТ-2, переквалифицировался в администраторы. Здесь он задержался недолго, около полутора лет. А там поступило еще одно предложение: перейти в заместители главного механика шахты.
– Это было куда интереснее, – утверждает Юрий Владимирович. – Конструкторская документация, работа с чертежами, расчеты. И компьютер! В то время компьютеризация на «Магнетитовой» была очень слабая: всего два компьютера, и один из них – в кабинете главного механика. То есть, уже более высокая ступенька.
А вот это уже была высшая школа: планирование и организация ремонтов, их финансовое обеспечение, работа с поставщиками, импортное оборудование.
С 2012-го Юрий Анисимов – главный механик шахты. На эту должность он пришел в канун трудных времен. Отраслевой кризис осложнялся тем, что «Магнетитовая» активно готовилась к консервации – нет нужды лишний раз рассказывать, чем это обернулось для шахты. Однако механическая служба, считает Анисимов, потерь практически не понесла:
– Нынешнее состояние большого оборудования – подъемных, вентиляторных, водоотливных установок, дробилок – можно оценить на «четыре», – уверяет он, вновь прибегая к пятибалльной системе. – С добычным, проходческим оборудованием и подвижным составом хуже – «тройка»: нет вложений. Кадровые потери были, да. Уходили люди из электрослесарной и слесарной групп. Но быстро понимали, что в других местах дела более плачевные – как по зарплате, так и по условиям труда. Примерно половина вернулась назад.
Кстати, о кадрах. Недавно бригада с «Магнетитовой» ремонтировала пластинчатый питатель на УД-1 ВОЦа. И, по отзывам специалистов ОГМ, отнеслась к делу очень даже творчески.
– Ремонт делается по проекту процентов… ну, скажем, на 50, – приоткрывает Юрий Владимирович секреты ремесла. – Все остальное – импровизация. В ВОЦе получилось точно так же. При демонтаже старого полотна пластинчатого питателя были обнаружены трещины в раме. Пришлось изготовить новые конструкции, более усиленные. Центрирующее устройство мы изготовили такое же, как на «Магнетитовой». Сами делали, прямо на месте. Люди у нас ответственные, на них можно положиться.
Хороший контакт с людьми – константа в работе Анисимова-администратора.
– Тесно сотрудничаем с нашей механической мастерской, – рассказывает он. – Иван Иванович Бахтин создал прекрасный парк станков. При сложных ремонтах, требующих инженерных решений, нахожу постоянную поддержку в отделе главного механика. ОГМ никогда не отделяется от цехов, не разделяет функции: ты работаешь, мы спрашиваем. Отношения у нас почти дружеские. И с бригадирами своими постоянно консультируюсь: люди опытнейшие, мне важно их мнение.
Рассказ о главном механике «Магнетитовой» будет неполным, если не скажем о его достижениях. К ним Юрий Владимирович относит несколько инноваций. Это разработка и внедрение технологического проекта работы гидравлической дробилки Rammer, позволившая снизить простои на ремонт на треть, внедрение метода восстановление колес шахтных вагонеток методом наплавки и разработка и внедрение видеосистемы удаленного контроля по внутришахтным телефонным сетям.
А отличий у Юрия Анисимова немного: две грамоты – «За многолетний добросовестный труд» и «За высокий профессионализм при ликвидации аварийной ситуации». Впрочем, он уверен: критерий профессионализма – отнюдь не регалии:
– Хорош тот механик, который хочет довести свое оборудование до идеала, которому больно смотреть на неправильную работу механизма. Не дай Бог, что-то заскрипит или застучит. Он любит механизмы, ему интересно с ними работать.
Александр Кузьменков