Очередное выездное совещание по lean-технологиям прошло в цехе пути ПЖТ.
Совещание, как обычно, начинается с краткого доклада о внедрении системы 6S в подразделении.
– Как вы знаете, в ПЖТ ведется работа по внедрению lean-технологий, – рассказывает начальник цеха Павел Карманов. – Цех пути не остался в стороне. В этом году наша основная задача – поддерживать систему 6S на тех участках, где она есть. Это депо путевых машин, АБК, кузница и тракторный бокс. Запланировано ввести четыре новых участка: рабочее место электромонтера и три путевые машины – дрезину ДМ, дрезину ДГКу и автомотрису АГВ.
Первый участок, с которым знакомятся гости – рабочее место электромонтера. Точнее сказать, в ведении электрика Юрия Будеева – два помещения: хозяйственное, где хранится инструмент и материал, и непосредственно мастерская. За плечами у Юрия Александровича 18 лет в цехе пути. За этот срок волей-неволей усвоишь, что порядок в работе начинается с порядка на рабочем месте. Запчасти и материалы отсортированы, аккуратно уложены на стеллажах и снабжены табличками: «шарики», «графитовые щетки», «кронштейн кабельной подвески». Есть у электрика и свое ноу-хау – стенд для инструментов, изготовленный своими руками.
– Так много проще и удобнее работать, – говорит Будеев. – Не надо рыться в закутках.
– Искать инструмент и запчасти уже не приходится, – дополняет подчиненного Павел Евгеньевич. – Время ремонта сокращается.
Примерно тот же самый порядок можно наблюдать и в мастерской. В депо ситуация не столь наглядна: и дрезины, и автомотриса нынче на линии. Поэтому остается лишь выслушать пояснения начальника цеха:
– Здесь у нас участок поддержания: обновили покраску и таблички, повесили стенд о 6S-аудитах. При внедрении системы 6S приобрели шторы. Это большой плюс для нас: в зимнее время они помогают сохранять тепло.
На звеносборочной базе Карманов в первую очередь демонстрирует участникам совещания дрезину ДГКу-2245:
– Здесь мы оборудуем рабочее место водителя. Начали, естественно, с кабины: выполнили очистку, покраску, убрали все ненужное. Планируем заменить лопнувшие стекла, покрасить перила и саму дрезину. Материал весь заявлен, краску уже получили.
Надо сказать, после демонтажа станции Гальяновская на базе скопилось немало звеньев, подлежащих ревизии. Много и старых шпал, которые предстоит утилизировать, – их штабеля высятся возле колеи. У директора по производству Сергея Жбанова возникает закономерный вопрос по поводу первого S – safety, то есть безопасности:
– Шпал много, а средств пожаротушения нет. Гидранты есть на базе?
– Есть огнетушители, – подсказывает директор ПЖТ Иван Суходолов. – Шпалы храниться здесь не должны, мы все это знаем. Скоро утилизируем, и проблемы не будет.
Следующий пункт программы – кузнечное отделение.
– Система 6S здесь уже внедрена, – констатирует начальник цеха. – Идет процесс поддержания и улучшения.
Что, в общем-то, видно невооруженным глазом. Здешний хозяин Аркадий Безуглый – хозяин в лучшем смысле этого слова: инструменты и материалы рационально размещены на стеллажах. А для мелкого инструмента кузнец собственноручно изготовил стенд из пластиковых подоконников. Повсюду таблички-подсказки: «инструмент в ремонт», «ведро под шлак», «заготовки» – как и предписывает система улучшения личной продуктивности работника.
И еще один участок поддержания – тракторный бокс.
– Вот, пожалуйста: схемы, регламенты, инструменты, – поясняет Павел Карманов.
Осмотрев бокс, участники совещания делятся впечатлениями от увиденного. Начальник «Естюнинской» Игорь Богачев:
– Видно, что хозяева в цехе есть. У меня привычка – ходить и дергать кабельные вводы. Удивительно, но они нигде не болтаются. Не понравилось складирование шпал. Возможно, их завтра и уберут, но на них нужно обратить внимание. И общая проблема всех цехов: внутри помещений порядок, но из-под всех зданий растут деревья, разрушают фундаменты.
Главный инженер Николай Рябов:
– Мне все понравилось. В прошлом году было хорошо, а в этом стало еще лучше. Есть мелкие замечания, но их легко устранить. Понравилось, что начальник цеха ведет эту работу, переживает за нее. Есть предложение его поощрить…
– У меня встречное предложение, – возражает Павел Карманов. – Можно поощрить не меня, а людей, которые этим занимались? Ведь я только смотрел, а делали-то они.
Директор по производству Сергей Жбанов:
– Работой начальника цеха я удовлетворен. Нормально, так держать.
Итоги подводит генеральный директор Андрей Кузнецов:
– Я, в отличие от коллег, могу сравнивать положение дел лишь с 2011 годом. Контраст очень большой. Сегодняшнее посещение цеха пути оцениваю положительно. Здесь есть чему поучиться. Предприятие железнодорожного транспорта – наш лидер во внедрении lean-технологий и системы 6S. Хотелось бы, чтобы кто-то уже наступал железнодорожникам на пятки. А насчет поощрений определимся…
Александр Кузьменков