Субботник на смотровой

1

27 мая на смотровой площадке музея ВГОКа состоялся субботник, в котором приняли участие подразделения комбината.

За зиму на площадке возле экспонатов и растущих кругом зеленых насаждений скопился мусор: приходящие сюда полюбоваться красивыми видами города туристы почему-то считали своим долгом оставить «на память» упаковки от еды и напитков, разный хлам, который вообще непонятно для чего был принесен. Некоторые оставляли надписи на экспонатах, другие нанесли более серьезный урон: буровые установки и тепловоз были «раздеты» — украдены металлические боковые панели, сдвинуты с места тяжеленные секции палет, в ограждении площадки появился большой прогал из-за исчезнувших секций. Вряд ли похитители металла здорово поживились: все, что им удалось оторвать или отпилить, весит немного. Однако восстановление экспонатов – дело затратное, да и многого из того, что представлено на площадке, уже просто нет на производстве.

Начало субботнику положили обогатители, они прибыли небольшим, но боевым отрядом: мастер дневной бригады Александр Суханов и две работницы из его бригады. Они тут же приступили к очистке от мусора карьерной техники и площадки вокруг нее, с интересом присматриваясь к экспонатам.

— Я здесь был всего один раз,— говорит Александр Суханов. – Перед 290-й годовщиной ВГОКа все цехи возили сюда на экскурсию. Интересно посмотреть, ведь в нашем цехе такого оборудования не увидишь.

Вторыми прибыли четверо железнодорожников во главе с заместителем начальника цеха Владимиром Кашкуром. И почти одновременно показалось техника из автоцеха: поливомоечная машина и грузовая – для вывозки мусора. Активно взялись за уборку территории транспортники: железнодорожники выдергивали подрост кустарников и деревьев, сгребали сухую траву и собирали в мешки мусор.

Владимир Кашкур оказался знатоком истории.

— Вот наши экспонаты: паровоз ДП 513, тепловоз ТУ 7А, думпкары и колонка водяная,— рассказывает он. – Колонка нужна была для заправки водой тендера паровоза. К нему прикреплен 60-тонный думпкар Урицкого, который предназначался для перевозки флюсов на ДОФ-3. Почему так называли? По фамилии изобретателя. Он открывался внутрь, с двух сторон, и груз полностью не высыпался. Приходилось вручную доставать груз из вагона, работа непроизводительная и травмоопасная. Так что эти вагоны были вскоре изъяты из эксплуатации и заменены на более безопасные. Паровоз и думпкар к нему предназначены для узкой колеи, они служили для перевозки дунита по Висимо-Уткинской узкоколейной дороге.

Пока мы разговариваем, Сергей Панов на своей «поливалке» уже начал проходить круги вокруг постамента с памятником горняку, прибивая пыль, а затем включил механизм щетки и стал подметать асфальтированную площадку. Железнодорожники приступили к погрузке мусора в грузовик. Субботник подошел к концу. Жаль, что работникам ЦПТО не удалось завершить свое задание: они заварили двери экспонатов, вернули на место палеты, но восстановить ограждение не смогли.

— Нет труб,— сказал начальник ЦПТО Сергей Кулеш. – Даже старых и негодных – нет. Натянем пока оградительную ленту, но трубы продолжим искать, и ограждение сделаем.

Ирина Семенова